Веди написал(а) 2021-03-20 19:07:07: | |
Архангельская церковь в старинном селе Чертовицком является одной из старейших церквей Воронежского края. Первое упоминание о церкви относится к 1615 году в Дозорной книге: «Село Чертовицкое на реке Воронеже за помещики, а в селе церковь во имя Михаила Архангела, теплая, с трапезою, древена, клетцки, а в церкви Божия Милосердия, образы и книги, и ризы, и сосуды церковные, и всякое церковное строенье мирского, да у тое ж церкви два колокола мирские, а у тое церкви во дворе поп Матвей Федотов, во дворе пономарь Архипко Иванов, пашни пахонные, церковные земли две четверти, да дикого поля 18 четвертей». Все воронежские и сельские церкви были построены «клетцки». Обозначенное этим термином устройство церквей данного времени весьма напоминает обыкновенное устройство деревянных домов, основною формой которых служит клеть, то есть четырехугольный бревенчатый сруб. Церковь в это время по своей форме была обыкновенным, только сравнительно высоким продолговатым домом с прирубленным к нему выступом с восточной стороны – алтарем; алтари устраивались «круглые тройные», то есть трехстенные. Посвящение церкви святому Михаилу Архангелу позволяет предположить, что ее строителями были казаки, так как этот святой является покровителем казачества. В Переписной книге за 1646 год упоминаются: «...поп Герасим, да просвирница Марьица, да на церковной земле два бобыльских двора...». Из закладной книги Рязанской митрополии 1646 года о церкви села Чертовицкого известно следующее: «У той церкви двор попа Евтропия, двор попа Федосея. Церковной земли 10 четвертей, сенных покосов на 20 копен. Да к той церкви в приходе 17 дворов детей боярских, 49 дворов крестьянских и 35 дворов бобыльских. Да они ж попы входят в пустовой приход в село Животинное со всякою святынею; а церкви Божии в том селе нет от разорения крымского хана». XVIII век. Каменный храм Архиепископом Самбикиным упоминается «священник Косьма Алексеев. В селе было два церковных двора, помещичьих семь дворов, дворовых людей семь дворов и один двор однодворческий. К ней относились деревни – Моховатка и Рядная». В 1763 году на месте прежней бывшей деревянной церкви была построена каменная церковь с колокольней. Храм был построен «тщанием прихожан» села и местных помещиков Михнева, Струкова, Тарарыкова, а так же дворян Тулиновых. Среди дарителей церкви упомянут известный воронежский купец Иосиф Кряжов. В 1873 году была учреждена земская школа. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Чертовицком, Воронежскаго уезда, с приделом святых апостолов Петра и Павла, каменная (с колокольнею), построена в 1763 году на месте прежде бывшей. Земли 30 десятин пахатной. Эта церковь считается приписною к Предтеченской церкви села Староживотиннаго (в 5 верстах). Причт один. На содержание причта билет в 200 рублей (от Иосифа Лукъяновича Кряжова). Прихожан 600 душ». По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Алексей Васильевич Комаревский), дьякон (Алексей Попов) и псаломщик (Митрофан Петрович Орлов). В селе насчитывалось 189 дворов, к них проживало 1577 человек. Богатый материал о церкви Михаила Архангела в селе Чертовицком содержится в Клировых ведомостях Воронежского уезда за 1911 год: «Кружечных сборов за год в церкви было получено 460 рублей. Земли при церкви состояло: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятин квадратных сажен, пахотной 33 дес., сенокосной в особом угодии в расстоянии одна верста от церкви. Земля качественная – черноземная. Она сдавалась в аренду по домашнему условию сроком на один год. Средний доход ею приносимый составлял 280 рублей в год. Дома для священников деревянные, построены на церковной усадебной земле. При церкви находилась еще и сторожка. Все дома и постройки были в хорошем состоянии. К данной церкви прикреплялась еще и деревня Рядная (в трех верстах от церкви). В приходе насчитывалось 292 дома. Число душ мужского пола – 1054, женского – 1044. Известно, что до 1901 года в церкви служил вышеупомянутый священник Алексей Васильевич Комаревский (1853-1901). Он имел двоих детей: дочь Марию и сына Ивана. Семья Алексея Васильевича жила в селе Чертовицком в деревянном доме, крытом железом. Из надворных построек имелся деревянный амбар, крытый соломой, каретный сарай. После смерти мужа вдова Ольга Николаевна Комаревская получала жалование в 167 рублей. А после смерти Комаревского, с января 1901 года в церкви начал служить священник Николай Попов (1874 г.р.). Он имел собственный дом. В 1897 году он окончил курс учения в Воронежской Духовной семинарии по второму разряду. В службу вступил в 1897 году дьяконом в Благовещенской церкви Борщевки. В этом же году был переведен в той же должности в село Алексеевку Бирючинского уезда. В 1908 году был награжден набедренником. Из казны получал 300 рублей в год. Кроме этого, из кружечных доходов – 230 рублей и от церковной земли – в 140 рублей. Одновременно состоял законоучителем местной земской школы. Был женат на Надежде Стефановой и мел троих детей: Ольгу, Дмитрия и Клавдию. Известен и псаломщик церкви – Митрофан Орлов (1842 г.р.). Служил в данной церкви с 1877 года. Из казны получал 100 рублей, из кружечных доходов – 80 рублей, и от церковной земли – 46 рублей в год. Дьякон Александр Никитич Комаровский (1850 г.р.) служил в церкви Михаила Архангела с 1905 г. Получал из казны 150 рублей в год, от пахотной земли – 95 руб., в память царственного императора Александра III имел серебряную медаль. При церкви значилась просфорня – Олимпиада Ивановна Гришина, 52-х лет». По данным Клировых ведомостей церковным старостой в Архангельской церкви состоял граф Дмитрий Иванович Толстой, занимавший эту должность с 1902 года, а в его отсутствие эту обязанность исполнял крестьянин Иван Мартынович Пучков. В храме хранились копии с метрических книг, начиная с 1780 года, исповедные росписи, опись имущества и приходно-расходные книги. Библиотека насчитывала 185 томов. |
|
НашиПредки. Церковь Михаила Архангела в селе Чертовицкое |
Веди написал(а) 2021-03-20 19:01:48: | |
Чертовицы - старинное село на правом берегу реки Воронеж. В документах XVI века упоминается Чертовицкая поляна, которая могла быть на черте-границе. В период между 1590-1600 гг. на поляне появилось село, получившее название Чертовицы. | |
НашиПредки. село Чертовицкое. Воронежский уезд |
Веди написал(а) 2021-03-20 19:00:07: | |
В 1805 году в храме служили священник Матфей Струков и диакон Андрей Пахомов. В приходе было 175 дворов, где проживали 1284 человека. В 1830-1840-е годы значится священник Василий Антонович Орлов. Церкви принадлежали 38 десятин земли, которые сдавались в аренду. В 1880-е годы Рождественский храм считали своим духовным домом около 2000 верующих. Здесь действовала церковно-приходская школа. По данным ГАВО за 1911 год, «диаконом пригородной слободы Дальней Чижевки 18 октября 1891 г. был рукоположен Виталий Прокопиевич Попов, переведенный 18 декабря 1893 г. к Дмитровской церкви села Масалитинова Бобровского уезда». В августе 1902 года в придельном алтаре Флора и Лавра освятили новый иконостас. В церкви тогда служили священник Феодор Алексеевич Курбатов, диакон Василий Ил. Петров, псаломщик Николай Кручинин (в 1899 г. упоминается псаломщик Иван Княжев). Старостой был крестьянин Иван Мамонтов. По ведомости 1911 года священником значился Владимир Проскуряков, псаломщиком - Николай Синявский, диакона при церкви не было. Старостой с 1907 года был крестьянин Михаил Панков. Приход насчитывал 310 дворов, где проживали 1335 мужчин и 1346 женщин. Церковь на Дальней Чижовке действовала все 1920-е годы. До 1924 года она находилась в руках обновленцев, затем из нее был изгнан священник Щербаков, на его место перешел священник Александр Дитятин. 1 октября 1932 года он арестован, поводом послужил его протест против перехода причта закрытой Всесвятской церкви к Христорождественскому храму. Ориентировочной датой ее закрытия можно считать осень 1933 года. В ноябре этого года псаломщик П.И. Долгополов распоряжением архиепископа Захарии (Лобова) переводится в старинную Успенскую церковь, поскольку городской Христорождественский храм, где он служил прежде, закрылся. В военном 1942 году храм оказался в эпицентре событий. В ходе боев за Чижовку, которые продолжались 203 дня, большинство зданий были полностью разрушены. От церкви не сохранилось даже фундаментов и подвалов. В документальных материалах Ворошиловского района за октябрь 1944 года значится, что Рождественская церковь на улице Солодовникова полностью уничтожена. |
|
НашиПредки. Церковь Рождества Христова в слободе Чижевка (Ближняя Чижевка) |
Веди написал(а) 2021-03-20 18:57:24: | |
Церковь в Ближней Чижовке появилась в начале XVII века, если не раньше. Е.А. Болховитинов, отмечая в конце XVIII века древность самой пригородной слободы, писал: «А притом и приходская Чижовская церковь в третий раз и на третьем месте уже строена. Есть в сей церкви крест сребряный, сооруженный в оную еще в 1665 году, как из надписи на нем явствует». На протяжении более чем столетия церковь в Чижовке была деревянной, а в середине XVIII века ее перестроили в каменную. Придел святого Иоанна Предтечи был освящен 28 августа 1761 года, остальная Троицкая церковь освящена 23 апреля 1769 года. В 1798 году трапезная была «переделана и распространена», и придел в прежнее наименование вновь был молитвован 10 декабря. В том же 1798 году в церкви появился второй штат, в 1822 году — третий. Прихожан было много, и дел хватало всем. В 1850 году клириков все же сократили, и церковь осталась двухштатной. На содержание шли проценты с капитала в восемь тысяч пятьдесят пять рублей. Пригородные священники имели 32 десятины пашни и сенокосов и жили в каменных подцерковных домах. Помимо Предтеченского, давшего название всей церкви, в храме были устроены еще три придела. Они посвящались трем Вселенским святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту; святой великомученице Варваре и святителю Тихону Задонскому. В иконостасе последнего придела находилась местночтимая икона, представляющая собою список (возможно, даже оригинал) с портрета, писанного при первоначальном негласном открытии мощей Тихона в 1846 году ректором семинарии отцом Симеоном. Церковь Иоанна Предтечи примечательна не только своей собственной историей, архитектурой или внутренним убранством, но в большей степени тем, что возле нее находилось обширное городское кладбище, устроенное во второй половине XVIII века. Первоначально, как отмечал Е. А. Болховитинов, там погребали «отличнейших» людей. Прежде многих умерших воронежцев хоронили возле приходских церквей. Но в 1772 году был издан указ, запрещавший погребать на внутригородских кладбищах, и их закрыли. С этого времени стали обустраивать могилы на Чижовке у церкви Иоанна Предтечи. Правда, в «Синодике купцов Елисеевых» (1886) первое захоронение отмечено здесь тремя годами ранее: в мае 1769 года у алтаря погребли священника отца Василия. Распоряжение о похоронах на Чижовке не понравилось жителям Воронежа, что отразилось в записях Я.Г. Елисеева: «1772 года июня 19 дня представися раб Божий воронежский купец Ив. Вас. Куницын, а 21 дня погребен у Воскресения Христова соборными и приходскими священниками, и на другой день отвезли его на Чижовку, там его зарыли в землю». С этого момента, как замечает Д.И. Самбикин, вошло в обычай отпевать тела умерших в приходской церкви, а затем относить для захоронения на Чижовское кладбище. Скорбный Синодик Елисеевых зафиксировал с 1772 по 1800 год на Предтеченском кладбище 119 погребений. При этом следует иметь в виду, что летописцев интересовали не все похороны, а лишь те, которые касались известных им или чем-то примечательных лиц... В истории храма Иоанна Предтечи была еще одна любопытная страница. А.О. Коссецкий, опубликовавший в 1912 году брошюру «Древнее немецкое кладбище и немецкая слобода в Воронеже», предполагал, что на Чижовке с конца XVII века, со времен возникновения Немецкой слободы, могло находиться иноверческое кладбище. По крайней мере, столетие спустя оно было именно там. Е.А. Болховитинов и Г.М. Веселовский отмечали, что в 1796 году немцы «окопали» свое кладбище «не в дальнем расстоянии» от церкви. Окапывание, видимо, было вызвано необходимостью разграничения немецкого и православного кладбищ. Факт похорон здесь отражен в Синодике: 21 января 1800 года «в нощи представися Иван Федорович Кнобин лекарь, который сам о себе сказывал, что не видал у себя более 40 лет никакой болезни, а как скоро захвораю, и так уже и умру, и так сбылось его пророчество, жил на свете 80 лет и погребен на Чижовке на Немецком кладбище». А.О. Коссецкий, посетивший кладбище, обнаружил там два надгробных памятника, относящихся к 1812 году, с текстами на немецком языке. Исследователь заметил, что подобными плитами с полустершимися надписями была вымощена паперть перед церковью. С 1819 года иноземцев перестали погребать на Чижовском кладбище. Неудивительно, что к предреволюционным годам от захоронений не осталось следа. Пригородная церковь отличалась богатством утвари; видно, много жертвовали воронежцы на помин души родных. В перечне драгоценных предметов, поданном священником Иоанном Сахаровым в декабре 1918 года в губсовнархоз, значились двенадцать риз на иконах, множество крестов, дароносиц, ковчегов и лампад. По весу они составили 9 пудов 23 фунта и 1 золотник серебра. Массовый погром храмов, предпринятый большевиками на рубеже 1920—1930-х годов, миновал обитель на Ближней Чижовке. В июле 1938 года горсовет расторг договор с группой верующих, арендовавших Предтеченский храм. В конце сентября облисполком принял решение закрыть церковь и использовать здание под киностудию. А через два года в «Коммуне» появилась информация о том, что работы по переоборудованию Предтеченской церкви под студию «Союзкинохроники» ведутся. Успела ли киностудия переехать на Чижовку, трудно сказать, скоро грянула война... Оказавшись на передней линии боев, церковь зимой 1942-1943 гг. была полностью разрушена, руины ее снесли в начале 1950-х гг. Сейчас на ее месте на улице Веры Фигнер построен магазин. Территория кладбища в последнее время застраивается жилыми домами, следов погребений практически не осталось. |
|
НашиПредки. Церковь Иоанна Предтечи в слободе Чижевка (Ближняя Чижевка) |
Веди написал(а) 2021-03-20 18:45:55: | |
Деревянная церковь была построена в 18 веке. При ней в 1732 г. был священник Иоанн. Опись церковного имущества - заверена в 1848 году, хранится в целости и проверена в _году. Школа земская, учреждена в 1894. Обучается в этом году 80 мальчиков и 20 девочек. ЦПШ нет. Староста крест. Матвей Петрович Синельников. |
|
НашиПредки. Митрофановская церковь в селе Шилово |
Веди написал(а) 2021-03-20 18:32:17: | |
Малышево основано в начале XVII века, а Малышев колодезь, давший название селу, упомянут в документах 1586 года. Село Малышеве упомянуто в «Дозорной книге» 1615 года. В 1625 году здесь существовал сторожевой пункт - для своевременного обнаружения татарских набегов и оповещения воевод. В «Переписной книге Воронежского уезда» 1646 года значатся две деревни - Верхняя и Нижняя Малышева, но храма не было еще ни в одной. Архимандрит Димитрий (Самбикин) отмечал, что деревянная церковь в селе Малышеве появилась в начале XVIII в. В селе жили государственные (бывшие однодворцы) и помещичьи крестьяне. Из архивных дел видно, что в селе Малышеве в 1730 г. был священник Симеон, следовательно, в селе Малышеве существовала Христорождественская церковь с начала XVIII ст., а само село упоминается в актах XVII ст. (1625 г.). В росписи Воронежских сторожей, т.е. мест, где были устроены сторожевые посты от набегов татар, упоминается село Малышево: «…сторожа в Малышеве от города Воронежа в 10 верстах, стоят на ней по три человека, а проживают в Девицкой стороже версты с три, да на той же стороже по вестям для приходу воинских людей стоит сотня». В 1801 году в селе Малышево «тщанием прихожан» была возведена каменная церковь в честь Рождества Христова с приделами в трапезной во имя святого Димитрия Ростовского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Село Малышево находится на левой, луговой стороне реки Дон. В XIX веке жители села, имевшие обширные огороды, славились как искусные огородники, в изобилии поставлявшие в Воронеж огурцы, капусту, картофель. От жителей окрестных сел малышевцы отличались зажиточностью. В 1805 году в селе насчитывалось 140 дворов, где проживало 1249 душ обоего пола, в середине XIX века -170 дворов и 1732 жителя. Архимандрит Димитрий свидетельствует, что богатство малышевцев удивительным образом сочеталось с крайне низким уровнем жизни в селе и с нерадивым отношением к церкви. Преосвященный Игнатий (Семенов), управлявший епархией в 1847-1850 годах, в одну из своих поездок по близлежащим храмам был поражен, в какой нечистоте и грязи содержалась церковь в Малышеве. Возвратившись в Воронеж, Игнатий издал строгое предписание духовенству о «приличном содержании храмов», в котором на всю епархию ославил Малышевскую церковь, где его едва не съели блохи. Жители села после этого обещали построить новую церковь, но ограничились расширением существующего храма, что было выполнено в 1873 году. В 1899 году при церкви была открыта церковноприходская школа, на содержание которой выделялось 140 рублей в год. Сохранились две подробные ведомости о церкви и ее причте - за 1805 и 1911 гг. В более раннем документе отмечено, что церковь «в твердости, утварью довольна». В церкви еще с 1795 года служил священник Родион Иванов, поведением он «не худ», диаконом состоял Прокопий Станков, определен он в 1804 году, дьячком с 1801 года - Иоанн Савин, пономарем с 1804 года - Никита Филиппов. Прокопий Станков в июле 1806 года был перемещен в слободу Лиман Старобельского уезда, а его место в Малышеве занял Никита Филиппов. Просфорницей при церкви «по согласию приходских людей» была определена жена священника Агафья Иванова. Во второй ведомости, составленной более века спустя, сказано, что утварью церковь очень скудна. Близ храма находилось сельское кладбище (оно и посейчас там), причту отмерено 33 десятины земли и положено жалованья от казны 294 рубля в год. Церковная библиотека насчитывала 50 богослужебных и духовно-нравственных книг. Хотя по штату были положены священник, дьякон и псаломщик, но налицо состоял один священник, Василий Петрович Корыстин (ок. 1845 - после 1917), служивший в храме с 1899 года. Старостой был крестьянин Яков Сажин. Диаконом числился Василий Самиулович Барбарин, псаломщиком Иван Алексеевич Ягодкин. Дворов в приходе в конце XIX века насчитывалось 256, в них проживало 2195 душ. |
|
НашиПредки. село Малышево (Нижнее Малышево). Воронежский уезд |
Веди написал(а) 2021-03-20 18:20:36: | |
В 1594 г. воеводой Воронежской крепости стал Иван Федорович Кобяков. Через год он основал слободку, позднее названную «Бабяковской». Слободка была названа в честь основателя, но со временем название было немного искажено, вместо «Кобяковской» она стала называться «Бабяковской». Согласно "Дозорной книге" 1615 года Бабяковская насчитывала 10 атаманских и 29 бобыльских дворов. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии. | |
НашиПредки. село Бобяково. Воронежский уезд |
Веди написал(а) 2021-03-01 13:10:51: | |
В 1654 году владелец села сын боярский Матвей Григорьев возвел в селе церковь Николая Чудотворца. В 1694 г. церковь была перестроена. Эта церковь сгорела в 1783 году. В 1824 году возведен каменный храм. |
|
НашиПредки. село Ведомша (Яново). Переславский уезд |
Веди написал(а) 2021-03-01 13:01:12: | |
В 1571 году село Ново (Новая) приложено в Троице-Сергиев монастырь Матреной Григорьевной Заболоцкой. В селе был храм Николая Чудотворца. | |
НашиПредки. деревня Новое. Переславский уезд |
Веди написал(а) 2021-03-01 12:47:17: | |
В 1689 г. местный помещик думный дворянин Михаил Тимофеевич Лихачев. В 1746 - помещик Михаил Петрович Салтыков. в 1806 - помещик Спиридов. |
|
НашиПредки. погост Воскресенский, что в Хмельниках. Переславский уезд |