Покрова Пресвятой Богородицы в сельце Репец (Покровское) ID 3814

Данная страница добавлена 17 Feb. 2021 пользователем Веди (последний раз отредактирована 17 Feb. 2021)

Общие сведения

Адрес Российская Империя, Воронежская губерния, Задонский уезд, сельцо Репец (Покровское)
Год постройки 1767
Описание Церковь Покрова в селе Репце, Задонского уезда, с приделами на правой стороне святых бессребренников Косьмы и Дамиана, на левой – св. мученика Иоанна воина, каменная, построена в 1767 году на средства помещика Кожина. На помещицкой земле дома причта (у священника каменный, у причта – деревянный). Земли пахотной 33 десятины. Прихожан 1620 душ. В приходе деревни: Старо-Воскресенское (4 версты), Ново-Воскресенское (2 версты), Марьино, Васильевское и Немерези (5 вёрст). При церкви отдельно и вдали от нее находится замечательная своей древностью и легендарными о ней сказаниями каменная колокольня. По народному преданию, эта колокольня «заклята» святителем Тихоном, за то, что строитель ее, помещик Кожин, раздражённый в беседе с святителем ударил его в щеку. Колокольню от церкви разделяет помещичий дом, так что она находится в помещичьем дворе; ныне она в полуразрушенном состоянии.
Точные координаты неизвестны, карта отцентрирована по координатам населённого пункта.


Приход состоит из жителей



Архивные документы

Год Документ Архив
- Есть у участников
- Есть записи
- Есть комментарии
- Ссылка на копии
- Доступны микрофильмы

Полезные ссылки


Комментарии 1


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1767 – 1787 гг. в своём имении Иосифом Кожиным в знак покаяния после того, как Тихон Задонский спас крестьян Кожина от его жестокости. Предания, связанные с Репцом, рисуют личность Кожина в мрачных красках, отмечая его жестокость и непомерное тщеславие – качества, типичные для русского барина-самодура. Обе известные легенды повествуют о посещении строящейся усадьбы Св. Тихоном Задонским (1724—1783) и, возможно, являются разными интерпретациями какого-то одного реального происшествия. Согласно истории, описанной в «Житии» святителя, Тихон решил заступиться за крестьян, нещадно угнетавшихся И.И.Кожиным, для чего приехал в Репец с обличительными словами в адрес помещика. Речь его была столь резка, что вызвала ярость Кожина, ударившего Тихона по лицу. Покинув усадьбу, уже по дороге в монастырь, святитель понял, что сам стал виновником гнева, доведшего дворянина до греха. Тогда он вернулся в Репец, бросился на колени перед своим обидчиком и стал просить о прощении. Это произвело сильное впечатление на Кожина, после чего он залился слезами раскаяния. Барин после этого будто переродился, и жалоб от крестьян на его жестокость более не поступало. Другая легенда лишена столь счастливого финала, зато напрямую связана со строительством усадьбы. Будто бы Кожин, обдумывая расположение построек, решил сделать главный дом центром симметричной композиции. К востоку от дома он разместил церковь, а колокольню начал строить вдали от храма, по другую сторону господского жилища. На освящение оконченной церкви бригадир пригласил Тихона, бывшего тогда Воронежским епископом. Увидев явное несоответствие традициям православного храмостроения, святитель указал на него помещику. Однако это только разозлило последнего, и он дал епископу пощечину. Тихон смиренно покинул усадьбу и впоследствии отказался приехать на освящение новой колокольни, построенной уже в согласии с канонами.