село Шуран (Христорождественское, Пустошь Шуран) Масловская волость, Лаишевский уезд, Казанская губерния. ID 84295

Данный населенный пункт добавлен 2 Apr. 2024 пользователем VMS ) (последний раз отредактирован 2 Apr. 2024)

Религиозные объекты

Списки метрических книг и исповедных ведомостей находятся на страницах соответствующих церквей

Фамилии жителей


Архивные документы

Год Документ Архив
1907 Метрическая книга. Церковь Рождества Христова (Христо-Рождественская) ГАРТ (Казань), ф. 4, о. 176, д. 1276
1813 Исповедальная ведомость. Церковь Рождества Христова (Христо-Рождественская) ГАРТ (Казань), ф. 5, о. 32, д. 14
1813 Метрическая книга. Церковь Рождества Христова (Христо-Рождественская) ГАРТ (Казань), ф. 5, о. 32, д. 15
1805 Метрическая книга. Церковь Рождества Христова (Христо-Рождественская) ГАРТ (Казань), ф. 5, о. 24, д. 29
- Есть у участников
- Есть записи
- Есть комментарии
- Ссылка на копии
- Доступны микрофильмы

Комментарии 2


Шуран деревня
Масловская волость Лаишевского уезда Казанской губернии

В XVIII веке один из владельцев села, капитан А. П. Нормацкий, прозванный «Нормандским герцогом»[2], с сильной шайкой, набранной из его дворни и разных беглых людей, одно время разбойничал на реке Каме. Это послужило Марлинскому канвой для его романа «Латник», в котором был описан и Шуран.

В XIX веке относилось к Лаишевскому уезду Казанской губернии. В селе проживало до 1000 человек.

ело в Лаишевском районе, на берегу Куйбышевского водохранилища, в 27 км к востоку от города Лаишево. На 2010 год — 226 жителей (русские).

Рыболовство.

Неполная средняя школа, клуб, библиотека. Дом помещика А. П. Нармацкого (памятник архитектуры середины 18 века).

Известно с 1620-21 годов как Пустошь Шуран. В дореволюционных источниках упоминается также под названием Рождественское. До реформы 1861 года жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, рыболовством, перевозками через реку Кама. В середине 18 века один из владельцев села, капитан А. П. Нармацкий, прозванный «нормандским герцогом», со своей дворней и беглыми людьми разбойничал на Каме. Эти события были положены в основу романа А. А. Бестужева-Марлинского «Латник» (СПб., 1889 год), в котором описано и село Шуран. В начале 20 века здесь функционировали Христо-Рождественская церковь (построена в 1735 году — памятник архитектуры), земская школа (открыта в 1869 году), 6 мельниц, кузница, читальня попечительства о народной трезвости, почтовая конная станция, этапное помещение, казенная винная и 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 480 десятин.

До 1920 года село входило в Чирповскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 года в Лаишевском, с 01.02.1963 года в Пестречинском, с 12.01.1965 года в Лаишевском районах. Число жителей: в 1782 году — 462 души мужского пола, в 1859 году — 592, в 1897 году — 656, в 1908 году — 676, в 1920 году — 751, в 1926 году — 764, в 1938 году — 669, в 1949 году — 376, в 1958 году — 424, в 1970 году — 403, в 1979 году — 236, в 1989 году — 181, в 2002 году — 247 человек. , в 2011—221 человек, в 2017—261 человек.

Вблизи села Шуран находятся остатки булгарского и золотоордынского города Кашан.

Происхождение название.
Название села имеет марийские корни, так как левый берег Камы Лаишевского района был заселен в древности марийцами, кстати, происхождение название Лаишево (Лаеш), так же, скорее всего, имеет марийские корни (а также Мамадыш), вопреки устоявшейся легенде. Эти места стали заселяться булгарами во время монгольского нашествия в 13 веке, когда города и сёла на правом берегу Камы были разорены. В те времена левобережье Камы покрывали дремучие леса.

Достопримечательности.
Возле села расположены остатки древнего города Кашан.

Церковь Рождества Христова. Приход возник в XVII в., когда здесь существовала деревянная церковь в честь Рождества Христова. В 1735 г. в селе воздвигнута кирпичная Христо-Рождественская церковь с приделами: во имя Преподобного Сергия Радонежского и во имя Святителя Николая Чудотворца. Памятник барокко с симметричной композицией и традиционным построением объёмов по типу восьмерик на четверике. Четырёхъярусная колокольня. Кирпичный храм строился на средства помещика Якова Яковлевича Кудрявцева. К церкви был приписан Троицкий храм, расположенный в Сельце Полянке. В приходе церкви в начале XX в. три селения — Шуран, Сельцо Полянка, Сорочьи Горы, расположенные на помещичьих землях. Ныне церковь находится в заброшенном состоянии.

Дом Нармацких. Построен на крутом берегу реки. Камы, невдалеке от церкови в середине VXIII веке. Владелец усадьбы, помещик Андрей Петрович Нармацкий прославился как атаман разбойников, производивших набеги на плывущие по Каме суда. Сын его Пётр Андреевич Нармацкий, учился в Казанской гимназии вместе с Г. Р. Державиным. За попытку освободить своих крестьян от крепостной зависимости был признан сумасшедшим и сослан в Нижний Новогород. Здание двухэтажное, под четырехскатной вальмовой кровлей. На каждом этаже симметрично расположены по шесть комнат. Междуэтажное перекрытие в виде коробовых сводов. Фасады (северныйй — главный и южный) лишены декора, за исключением раскреповки гладкими лопатками выявляющими внутреннюю планировку дома. Окна прямоугольны, расположены по периметру обоих этажей, с клинчатой перемычкой и криволинейным верхом. Единственный в районе памятник жилой архитектуры усадебного типа, выполненный с использованием элементов барокко.

Информация о подземном ходе
В двадцати километрах выше пристани Лаишев, в селе Шураны, до сих пор сохранился, правда, уже перестроенный, каменный дом помещика Нормацкого, хорошо видимый с парохода. Дом этот раньше имел вид готического замка с башнями по бокам и был соединен подземным ходом с берегом реки. Нормацкий, считавший себя потомком норманских герцогов, в семидесятых годах XVIII века содержал большую вооруженную дворню, с которой устраивал нападения на проходящие суда, грабил их или брал с них контрибуцию. Сейчас там местная школа. Вообще то это единственная сохранившаяся усадьба XVIII в. в Татарии. По легенде, дескать как происходил грабёж: хозяин звал гостей на бал-маскарад, а сам спускался в подвал усадьбы. И из него выходил не через парадную, а вот как раз через этот ход. То есть ход скрывал его не от кораблей на Каме, а просто служил незаметным выходом из дома и мог быть вполне незначительным по длине. В 50-ых годах прошлого столетия где раньше находился погреб где хранили свеклу, морковь, картошку и.т.д был замурованый ход в сторону р. Камы В 2011 году при строительстве дома был обнаружен подземный ход который проходил вдоль села в сторону Церкови, в сторону усадьбы и на сервер Шурана. Сейчас на это месте находится фундамент дома.

Источник: https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/kazanskaya-guberniya/uezdy-kazanskoj-gubernii/laishevskij-uezd/%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BB%D0%B0%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B8/%D1%88%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BD-%D0%B4.-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BB%D0%B0%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B8.html
ШУРАН

село в Лаишевском р-не, на берегу Куйбышевского вдхр., в 27 км к В. от г.Лаишево. На 2010 - 226 жит. (русские). Рыб-во. Неполная ср. школа, клуб, б-ка. Дом помещика А.П.Нармацкого (памятник архитектуры сер. 18 в.). Изв. с 1620-21 как Пустошь Шуран. В дорев. источниках упоминается также под назв. Рождественское. До реформы 1861 жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, рыб-вом, перевозками через р. Кама. В сер. 18 в. один из владельцев села, капитан А.П.Нармацкий, прозванный "нормандским герцогом", со своей дворней и беглыми людьми разбойничал на Каме. Эти события были положены в основу романа А.А.Бестужева-Марлинского "Латник" (СПб., 1889), в к-ром описан и Ш. В нач. 20 в. здесь функционировали Христо-Рождественская церковь (построена в 1735; памятник архитектуры), земская школа (открыта в 1869), 6 мельниц, кузница, читальня попечительства о нар. трезвости, почтовая конная станция, этапное помещение, казённая винная и 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сел. общины составлял 480 дес. До 1920 село входило в Чирповскую вол. Лаишевского у. Казанской губ. С 1920 в составе Лаишевского кантона ТАССР. С 14.2.1927 в Лаишевском, с 1.2.1963 в Пестречинском, с 12.1.1965 в Лаишевском р-нах. Число жит.: в 1782 - 462 души муж. пола; в 1859 - 592, в 1897 - 656, в 1908 - 676, в 1920 - 751, в 1926 - 764, в 1938 - 669, в 1949 - 376, в 1958 - 424, в 1970 - 403, в 1979 - 236, в 1989 - 181, в 2002 - 247 чел. Вблизи Ш. находятся остатки булгар. и золотоордынского г.Кашан.

Лит.: История Лаишевского края. К., 1997.
Из Татарской энциклопедии (6-й том):
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
http://www.ite.antat.ru/articles/punkt_sh/sh_064.shtml